Так уж вышло, что наши таланты и способности наиболее ярко проявляются именно в раннем возрасте. Родителю нужно лишь присмотреться к своему ребенку, заметить очевидное и помочь явить этот дар всему миру…
Думаете, все так легко? Ах, если бы… Ведь реальность такова, что даже бесконечно талантливый подросток может столкнуться с непониманием окружающих, собственным стеснением, неумением презентовать себя и отстаивать свою точку зрения, что отрицательно сказывается на его самооценке, взаимоотношениях в семье, со сверстниками и в целом негативно влияет на дальнейшую судьбу человека.
Вырастить психологически здорового и уверенного в себе ребенка — задача №1 для любого родителя, и мы знаем, как с ней справиться. В этой статье обсуждаем нюансы воспитания зрелой и полноценной личности с авторами программы «Успешный подросток» — Ольгой Михайловой и Александрой Бас.
Кто такие эти подростки
Еще вчера вы учили его ходить и аккуратно есть ложкой, а сегодня он отпрашивается на ночевку к друзьям и просит не лезть в его личную жизнь. Как это могло случиться так быстро? Такова боль любого родителя. И да, можете устраивать молчаливую голодовку или даже открыто протестовать против резкого изменения характера и поведения малыша (мы, конечно, сейчас шутим), однако это не изменит того факта, что ребенок просто вырос, и ничего уже с этим не поделаешь.
Ольга Михайлова — профориентолог подростков и взрослых, психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, сертифицированный тренер по развития soft skills
Подростки — это особая группа, находящаяся на этапе перехода из детства во взрослую жизнь. И именно возраст с 12 до 18 лет, согласно большинству психологов, характеризуется значительными физическими, эмоциональными и социальными изменениями личности ребенка.
Американский психоаналитик Эрик Эриксон определяет подростковый период как стадию «идентичности против ролевой путаницы». Он утверждает, что подростки находятся в процессе формирования своей идентичности, пытаясь понять, кто они и какова их роль в обществе.
Российский психолог Лев Выготский подчеркивает важность социального контекста для развития подростков. Он утверждает, что взаимодействие с окружающими играет ключевую роль в формировании мышления и поведения подростков.
Таким образом, подростки представляют собой уникальную возрастную группу, которая активно ищет свою идентичность, совершенствует когнитивные навыки и формирует социальные связи. И этот период можно охарактеризовать как период значительных изменений и постоянного развития личности.
Александра Бас — сертифицированный гештальт-терапевт, детский и подростковый психолог, семейный психолог, педагог, спортивный тренер
Когда ребенок рождается, мать одновременно теряет и обретает его. Он больше не часть ее тела, нечто неразрывно связанное с ней. Он становится отдельным человеком, тем, кого она так ждала. С этого момента ребенок уже не принадлежит родителям полностью. Каждый день его жизни — это шаг к самостоятельности, к постепенному отдалению.
Подростковый возраст — вершина этого процесса. Все, что родители вложили в ребенка (или не вложили), чему научили (или что упустили), проявится именно в этот период. Но если вас тревожит, достаточно ли вы сделали, помните — невозможно предусмотреть все. А иногда даже лучше что-то не сделать, чем сделать это неправильно.
Какие проблемы и внутренние конфликты чаще всего наблюдаются у подростков
В то время как любой подросток уверен, что его ситуация уникальна и никто и никогда не сможет понять его печаль, профессионалы, напротив, уверяют, что все эти «уникальные трагедии» — типичные проявления взросления, с которыми можно и нужно работать. Особенно заметной эта зависимость становится тогда, когда вы находитесь в постоянном контакте с детьми.
Ольга Михайлова — профориентолог подростков и взрослых, психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, сертифицированный тренер по развития soft skills
При работе с подростками я периодически замечала, как талантливые и умные ребята даже не догадывались о том, что они таковыми являются, видела, насколько они не уверены в себе, не проявляют себя и чувствуют себя «запутанными».
Глубина проблемы становится еще очевиднее, когда работаешь со взрослыми людьми, например, по вопросам профориентации. Я вижу четкую взаимосвязь между тем, как человек проживал переходный возраст, и его карьерным и личностным развитием на текущий момент.
Александра Бас — сертифицированный гештальт-терапевт, детский и подростковый психолог, семейный психолог, педагог, спортивный тренер
С подростками и их семьями я работаю уже много лет, однако до сих пор удивляюсь тому, какие сложности порой возникают во взаимоотношениях между родителями и их собственными детьми. Да и между собой подростки часто не могут найти общий язык.
Казалось бы, это ведь простое общение! Однако в современном мире коммуникация превращается в самое настоящее искусство и обязательный навык, который рано или поздно требуется осваивать.
Существует ли комплексное решение проблем переходного возраста
И очень здорово, если родители задумываются над тем, как помочь своему ребенку справиться с ожидаемыми последствиями активного взросления. Ведь работать необходимо сообща. И обязательно помнить, что вы объединяетесь против проблемы, а не соперничаете друг с другом.
Ольга Михайлова — профориентолог подростков и взрослых, психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, сертифицированный тренер по развития soft skills
Чтобы подойти к решению проблем с разных сторон, и была создана программа «Успешный подросток».
Ее уникальность состоит в том, что мы включили в план работы все важные для подросткового периода темы, вопросы и точки развития. Например, часть программы направлена на понимание себя и на исследование себя в контексте сверстников, а также на поиск путей эффективного взаимодействия со взрослыми и социальной средой.
Кроме того, мы активно вовлекаем в работу и родителей. Но вовлекаем их аккуратно, чтобы не навредить процессу раскрытия личности подростка.
В чем заключается полезность программы «Успешный подросток» для ребенка и его родителей
Успешная личность формируется в детстве, и этим все сказано.
Александра Бас — сертифицированный гештальт-терапевт, детский и подростковый психолог, семейный психолог, педагог, спортивный тренер
К сожалению, чаще среди родителей распространен следующий запрос: «Подросток стал плохо себя вести. Отдаю его вам, чтобы вы его «подредактировали».
Наша же цель — объяснить и родителям, и детям, что должно происходить в период взросления, какие этапы вам вместе предстоит пройти, а также помочь семье преодолеть каждый из этапов наиболее качественно. Потому что на успех человека в будущем напрямую влияет то, как он пережил переходный возраст, выполнил ли в этот период свои основные задачи и т.д.
С какого возраста ребенок может стать участником программы
Забота о комфорте учащихся — главное правило, которым руководствуются психологи ITeen Academy. Поэтому и к распределению подростков по группам для более глубокой и качественной работы специалисты подошли со всей серьезностью.
Александра Бас — сертифицированный гештальт-терапевт, детский и подростковый психолог, семейный психолог, педагог, спортивный тренер
Фактически мы сформировали две группы: группу «5-8 класс» и группу «9-11 класс». Это было сделано для того, чтобы добиться более однородной структуры учащихся и благоприятной атмосферы, в которой дети смогут лучше себя чувствовать. Но мы также планируем проводить дополнительные собеседования, чтобы оценивать психоэмоциональную зрелость ребенка и изначально определять его в ту группу, где заниматься ему будет комфортнее.
Какие результаты от участия в программе можно ожидать
Здоровая самооценка, уверенность в себе, способность добиваться поставленных целей, идти к своей мечте и адекватно воспринимать промахи и падения — вот то немногое, с чем в рамках программы будут работать наши специалисты, а также подростки и их родители. Кроме того, юных участников ждут интересные задания, мастер-классы и командные проекты, которые помогут понять, что значит быть успешным и как в дальнейшем использовать полученные знания на практике.
Ольга Михайлова — профориентолог подростков и взрослых, психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, сертифицированный тренер по развития soft skills
Программа позволит подростку исследовать себя с разных сторон и научиться развивать свои качества самостоятельно. На курсе мы будем работать с такими важными личностными навыками, как уверенность и адаптивность, эмоциональный интеллект, навыки общения и построения отношений, волевые качества, умение конкурировать, правильно вести себя в конфликтных ситуациях, проявляться и т.д.
Знаете, что я часто слышу от 40-летних людей, которые приходят ко мне на консультацию? Каждый из них задается вопросом, почему еще в школе его не научили тому, как делать выбор, как понимать себя, как выстраивать отношения, как добиваться успеха.
И как же хорошо, что у наших детей появилась уникальная возможность узнать обо всем вовремя.
Ключевые блоки программы «Успешный подросток», которые будем отрабатывать на занятиях:
- Поиск своих сильных качеств и способностей
- Навыки адаптивности и уверенности
- Эмоциональный интеллект (EQ)
- Навыки общения и построения отношений
- Самопрезентация и работа с внутренними блоками
- Развитие решительности и инициативности
- Командная работа и лидерство
- Креативное мышление и инновации
- Здоровая конкуренция и работа с конфликтами
- Самоорганизация и дисциплина.
А что конкретно включают в себя занятия? Рассмотрим это на примере встречи по теме «Самоорганизация и дисциплина».
Ольга Михайлова — профориентолог подростков и взрослых, психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, сертифицированный тренер по развития soft skills
На этом занятии мы рассказываем о том, что основная проблема плохой самоорганизации и дисциплины — это прокрастинация и неверная расстановка приоритетов.
Мы наглядно демонстрируем то, как эти качества влияют и будут влиять на жизнь и будущее участников, помогаем обнаружить эти взаимосвязи уже сейчас и учим навыкам эффективного планирования и самоорганизации. Само занятие проходит в игровой практической форме.
При этом наша основная задача — помочь подростку сделать самостоятельные выводы, самому прийти к пониманию важности самодисциплины, самому обнаружить ценность навыка и получить инструменты, которые пригодятся ему в жизни. Параллельно он знакомится с понятиями саморефлексии и самоанализа, а также учится смотреть на ситуации с разных углов.
Не затягивайте с кризисными ситуациями. Придите своему ребенку на помощь, а мы поможем вам.
Успех и счастье ваших детей в ваших руках!