— На что ориентируются подростки, выбирая профессию?
— Далеко не все идут за мечтой. По правде, не так много не только подростков, но и взрослых осознают, кем они хотят стать, когда «вырастут». Выбор будущей специальности совершается более рационально. Для подростков и их родителей важны престиж профессии, востребованность специалистов на рынке, уровень будущей зарплаты (как правило, это субъективное мнение, которое далеко от реальности). Также в расчёт идут отметки за школьные предметы и будущие экзамены, проходные баллы различных ВУЗов и т.д. Исходя из всего и формируется пул возможных специальностей.
— А как же вдохновение, мечта?
— Во время работы с клиентами я вижу, что большинство ребят вдохновляют их собственные успехи, они в большей степени ориентируются на себя. И это очень ценно, это навык, которого более взрослому поколению не хватает. Ребята замечают свои сильные стороны, таланты, оценивают карьерные возможности — все это помогает им справляться с будущими сложностями и продолжать развиваться.
— Есть ли на сегодня какая-то статистика, сколько выпускников потом работает по специальности?
— Да, такая статистика есть, по некоторым специальностям этот процент небольшой, например, гуманитарные науки, экономика, управление и право.
— С чем связана эта проблема?
— Отчасти проблема связана с тем, что действительно не у всех получается выбрать по-настоящему интересную сферу, в которой захочется расти и развиваться профессионально в течение долгого времени. У кого-то меняются жизненные ориентиры, кто-то открывает собственное дело, потому что понимает, что не может работать в найме. И это нормально, ведь делать такой ответственный выбор приходится в достаточно юном возрасте.
Ко мне часто приходят студенты 2-3 курса колледжа или ВУЗа в состоянии, когда продолжать учебу просто невозможно. Подростки по-настоящему понимают, что будут делать в той или иной профессии, уже поступив и проучившись несколько месяцев или лет. Они видят, какие на самом деле предметы и дисциплины им приходится изучать, у многих к этому времени проходит первая практика. И, повторюсь, абсолютно нормально менять свой выбор, если понимаешь, что тебе что-то не подходит. Поэтому в работе с подростками мы не просто выбираем ВУЗ, а смотрим на программу обучения, дисциплины, я рекомендую посещать дни открытых дверей и общаться с реальными студентами и преподавателями.
— Насколько вообще реально выбрать будущую профессию, будучи подростком?
— Это сложно, во всяком случае без профессиональной помощи. В профориентационных встречах я ставлю себе задачей подсказать подростку подходящие направления. Более глубокая работа получается с теми детьми, которые понимают, что им интересно, что нравится, выбор и инициативу которых не ущемили родители.
Ребенку, даже если он этого не говорит и не показывает, очень важна поддержка взрослых. Таким детям легче определиться с вектором развития и выбрать интересную и перспективную специальность.
— Что может помочь сделать правильный профессиональный выбор?
— Для начала нужно определить сферы, из которых вы будете выбирать. Изучить тонкости, возможно, пообщаться с людьми, которые в этих сферах работают, узнать их опыт. Важно составить своеобразную дорожную карту, на которую вы будете опираться при выборе.
И, конечно, самым главным станет интерес подростка. Учиться, а затем и работать по выбранной специальности придется ему, а не родителям, бабушкам и дедушкам. Так что прислушивайтесь к тому, что говорит вам ваш ребенок. И помните, что плохих или несерьезных профессий не существует.
Узнать о профориентации в ITeen Academy можно по ссылке.