Как реагировать на плохие отметки и нужны ли они в принципе? Зачем была создана система оценивания и как она влияет на мотивацию? Эти и другие вопросы мы обсудили с магистром психологии, специалистом по коммуникации Сергеем Янгибаевым.
— Зачем нужны отметки?
— Отметки служат некой системой ранжирования. Мы таким образом, с одной стороны, отделяем одних учеников от других, а с другой — считается, что это будет мотивировать ребенка получать знания. По своему опыту я не вижу, чтобы отметки как-то мотивировали.
— Как и с помощью чего ребенок оценивает себя?
— Ребенок в первое время оценивает себя не столько отметками, сколько реакцией окружения на эти отметки. Если он получает 10, а потом видит положительную реакцию родителей, конечно, он будет стремиться этот приятный опыт повторить. То есть дело не в отметке, а в похвале и положительной реакции окружения и значимых для него людей. Именно это служит мотивацией.
Ребенку важно видеть реакцию родителя, своей социальной группы и учителя. Можно вспомнить примеры из детства, когда нелюбимый предмет с приходом нового учителя становился более приятным. Потому что он вдохновлял своим примером, демонстрировал к ребенку хорошее отношение.
— Нужно ли ругать за плохие отметки?
— Нет. Как только ребенок видит «плохую» отметку, он разочаровывается в себе. Очень часто это формирует отрицательное отношение к неудачам. Да, малыш мог что-то не выучить, мог чего-то не знать, то есть он и так эту ситуацию воспринимает как провал. А если мы, взрослые, за эту ошибку будем еще и ругать, то в будущем такому ребенку будет сложно мириться с любой неудачей.
Например, став взрослым, он придет на новую работу и сразу будет себя винить за то, что не все знает, что в новом деле в ту же секунду не стал экспертом. А ведь это просто невозможно. Такому человеку будет сложно начать что-то новое, потому что он не сможет сразу работать на 10, быть молодцом или умничкой.
— А почему для нас так важна похвала?
— Это базовая потребность. Нам всем нужны принятие, признание и любовь. И любые достижения — это признание. Задача родителя в том, чтобы признать ребенка как отдельную личность, признать его таланты и способности. А оценивание как раз и служит подоплекой этой потребности. К ней можно отнести дипломы, сертификаты и различные другие поощрения. На потребности человека в признании сейчас культивируется практически все обучение и личностное развитие, потому что сейчас эра эффективности.
— Что такое синдром отличника и чем он опасен?
— Синдром отличника — это состояние, когда человеку просто необходимо быть лучшим и первым во всем, причем сразу, здесь и сейчас. Естественно, часто люди от этого страдают. Потому что не всегда можно быть лучшим.
Например, человек хочет петь оперу, но у него недостаточно развиты связки — просто физиология, дело не в потраченных усилиях или том, что их было недостаточно. Но если у человека синдром отличника, он не сможет это просто принять. Он будет страдать от этого «проигрыша», терзать себя.
Здоровое и разумное отношение к собственным неудачам чрезвычайно важно. Люди, которые не умеют их переживать, очень часто не могут рисковать и строить карьеру, начинать бизнес. Понимаете, сегодня очень важно показать себя миру с лучшей стороны. Но когда человек с синдромом отличника видит свои ошибки, а видит он их часто, потому что (напомню) нельзя быть лучшим всегда и во всем, он начинает попросту избегать нового, избегать риска или может выхватывать понемногу из разных сфер, стараться до первой ошибки, а потом бросать. Так он не сможет ни в чем стать экспертом. И вечно будет недостаточно хорош в своих глазах, а значит не будет счастливым.
— Как правильно хвалить и в целом мотивировать ребенка учиться?
— Стоит хвалить и мотивировать своим отношением, своим примером. Но важно делать это правильно — искренне. Вряд ли кого-то порадует «молодец», брошенное между делом или процеженное сквозь зубы. А ребенок чувствует намного тоньше взрослого. Поэтому очень важно, чтобы родитель транслировал свое добродушное отношение. Ребенок от этого намного больше зарядится, чем от монотонных нравоучений о том, как важно хорошо учиться.
И, конечно, отлично работает личный пример. Если родители читают книги, то и ребенок будет это делать. И отношение к себе дети тоже перенимают от взрослых. Если ребенка не ценят и ругают, он и сам к себе будет так же относиться.
Важно хвалить за понятные вещи и быть в этом постоянным. Если ребенок что-то сделал, а вы его за это похвалили, то и в следующий раз реакция должна быть такая же. Например, получил в школе 10 — похвалили, завтра получил 10 — похвалили, а на 3 день вы уже не так рады, это стало для вас чем-то обыденным, вы ни радости, ни одобрения не высказали. Это уже ребенку непонятно, теряется момент интереса и стремления к (еще раз напомню) базовой потребности любого человека.
И такая же история с наказанием. Если решили наказывать, то ребенку должно быть понятно за что. Должна быть система. А не просто накричали из-за того, что у вас настроение плохое, потому что на работе что-то случилось или в автобусе на белые кроссовки наступили.
— Какие альтернативы отметкам могли бы быть?
— Хорошая альтернатива — это история с солнышком и тучками, которые есть в первых-вторых классах. Есть исследования, подтверждающие положительный опыт детей, которые обучались без отметок. Когда ребят оценивали не цифрами и какими-то точными значениями, а эмоциями, чем-то более абстрактным, что дает приятный чувственный опыт. Это прекрасно мотивирует и понятно детям.
В ITeen Academy мы используем передовые методики обучения. Наши ученики не получают отметок, но видят свой прогресс и достижения. А главная задача наших преподавателей — показать ребенку, что ему под силу даже то, что пока кажется слишком сложным.
Ознакомиться с направлениями ITeen Academy и записаться на курс можно по ссылке: