Психолог, профориентолог ITeen Academy Ольга Михайлова рассказала о причинах отказа от учебы и возможных решениях.
— Есть возраст, в котором отказ от учебы встречается чаще всего?
— Приблизительно с 12-13 лет, когда начинается пубертатный период. Это такой период отказа. Отказа от всего, что продиктовано авторитарным способом. И это абсолютно нормальная стадия для подростков.
Стадия отказа может быть связана с учебой, сменой компании, потерей авторитета родителей. Основной целью для подростка в это время становится коммуникация с социумом и поиск в нем своего места. Становится очень важна принадлежность к какой-то социальной группе. То есть учеба и увлечения могут уходить на второй план, а в центр внимания подростка выходит, например, то, как его воспринимают окружающие, как к нему относятся в школе, компании друзей, пользуется ли он популярностью.
— Как распознать такой период?
— Конечно, у всех проявления пубертатного периода могут быть разными. Но чаще всего, подросток начинает меньше проводить времени с семьей, отдавая предпочтение компании друзей, становится более замкнутым и закрытым, может быть резок, ставит под сомнение авторитет родителей.
И здесь очень важно понимать, хоть это и неприятно, что это очень важный и абсолютно нормальный этап взросления. Это время сепарации от родителей, время поиска себя и своего места в мире. Так подросток развивает свои социальные навыки, учится принимать самостоятельные решения и брать ответственность. Согласитесь, это важно, без этого он не сможет стать полноценным взрослым человеком.
В этот период поведение ребенка может измениться на 180 градусов, и очень важно принять и перетерпеть этот период, не «включать» властных и авторитарных родителей. Не нужно запугивать, ставить жесткие рамки или манипулировать. Это только усугубит ситуацию и может затянуть бунтарское поведение. Чем больше вы давите, тем больше будет отпор. Помните, что этот период пройдет. Ребенок и так находится в стрессе, его психика проделывает огромную работу. Родителям важно быть рядом и принимать ребенка таким, как он есть, давать право выбора и уважать принятые решения.
— Как поддержать ребенка и вернуть мотивацию учиться?
— Очень важно создать дома доверительную атмосферу, где ребенка не осудят, будут уважать его личное пространство и относиться как к самостоятельному взрослому человеку. Да, каждый может совершать ошибки. Важно быть на стороне ребенка, чтобы в случае необходимости оказать помощь и поддержать.
Дайте ребенку время и просто наблюдайте. Без осуждения и упреков, без обид и истерик. Помните, что это закончится. К сожалению, поддержка от родителя может и не сработать, а вот от других значимых взрослых вполне. Именно поэтому так важна роль профориентолога.
Для подростка я выступаю в роли независимого эксперта. Я прислушиваюсь к его желаниям, помогаю понять, какой он, где его сильные стороны, а что нужно развивать, даю поддержку и рекомендации, ввожу в курс того, какие направления и специальности существуют, где можно получить те или иные навыки и знания.
Профориентация — это не 1-2 встречи, это полноценный процесс поиска себя и своего места, то есть это именно то, в чем в этот пубертатный период подросток и заинтересован. Мы работаем с некоторым клиентами и месяц, и полтора. Изучаем его ценности и ориентиры, желания и образ будущего, а затем ищем пути к его достижению. Это сложный, но очень интересный процесс.
Подробнее о профориентации можно прочитать здесь.
И, конечно, работа ребенка с профориентологом помогает не только подростку, но и его родным. Я вижу это по обратной связи. Родители как бы «выдыхают», они видят позитивные изменения, и обстановка в семье становится более спокойной. Ребенок чувствует поддержку близких, у него появляется опора, уверенность в своих силах и желание развиваться в выбранном направлении. Согласитесь, когда ты видишь, куда двигаться дальше, тебе проще это делать.
Очень здорово, что сейчас у детей есть возможность понять, чем они хотят заниматься, делать выбор ВУЗа и профессии осознанно, а не просто идти куда-то, потому что это престижно или все в семье там учились.