Современное IT-образование в ITeen Academy! Осталось выбрать город

Что скрывается за детской ленью? Разбираемся и советуем

Представьте, что лени больше не существует. Думаете, теперь любая работа вам нипочем? Но, как показывает практика, причины, чтобы НЕ делать, гораздо разнообразнее стандартного «ай, потом!». Если вы замечаете подобное поведение и за своим ребенком, попробуйте проанализировать, в чем именно заключается проблема. А мы расскажем, как это исправить. Прямо сейчас.


Что такое лень и чем она отличается от прокрастинации, усталости и выгорания

Нам в целом привычнее списывать все на лень. Но иногда правда другая. Ведь за ленью может скрываться страх, усталость, непонимание или непринятие, в более запущенных случаях — эмоциональное или профессиональное выгорание. Как видите, условий, при которых вы саботируете работу, больше одного. И ваш ребенок тоже подвержен подобным сценариям. Но, к счастью, решение можно найти, если разобраться и понять, почему вы постоянно откладываете то, что вам нужно.

  • Лень. Буквально — склонность к безделью. Или механизм защиты — тут как посмотреть. Ведь обычно мы с радостью хватаемся за задачи, которые нас увлекают, кажутся нам интересными. Получается, ленивых людей нет. Но есть обстоятельства, при которых человек не хочет, не может или отказывается делать что-либо.
  • Прокрастинация. «Двоюродная сестра» лени. И так на нее похожа, что их часто путают. Возникает как реакция на накопившиеся задачи и проявляется через страхи, низкую самооценку, неопределенность в действиях, ошибочность приоритетов и т.д. Однако, в отличие от лени, вызывает чувство вины или стресс. Может быть связана с перфекционизмом или неуверенностью в собственных силах.
  • Усталость. Проявляется на конкретный вид деятельности или весь список задач. Хочется сказать, что это лучший вариант. Ведь усталость имеет временный характер и проходит, если как следует отдохнуть. 
  • Выгорание. Длительный период времени не можете выполнять привычные задачи? Отсутствуют силы? Появились раздражение, безразличие и апатия? Поздравляем (нет)! Вы загораете, и вам необходима профессиональная помощь.


Почему лень учиться

На первый взгляд кажется, что это абсолютно взрослые проблемы. В плане того, что выгоревших детей еще не видел никто. Но вам действительно только кажется. Современный школьник вынужден учиться по сложной программе, посещать всевозможные кружки, обязательно выполнять домашние задания, радовать родителей своей успеваемостью и как-то находить время на простое и беззаботное детство, свои собственные увлечения, друзей. Внушительный список обязанностей для такого маленького человека. И не сомневайтесь в том, что не все в этом списке ему нравится.

Конкретно обучение отнимает у ребенка большую часть времени. И, признаемся честно, это не то веселое и интересное обучение, каким оно представляется. Зубрежка, сложность в восприятии информации, повышенная нагрузка, конкуренция, нервы и переживания за результат, а также психологические особенности личности ребенка, которые накладывают отпечаток на сам процесс, — вот с чем приходится бороться типичному ученику НАЧАЛЬНЫХ классов. Сначала дети плачут над тетрадками, а после теряют к оценкам всякий интерес. Потому что сложно на протяжении 11 лет быть лучшим во всех предметах, быть активным, вовлеченным, заряженным на успех. Дети устают, они теряют мотивацию, не понимают, зачем все это нужно. Они взрослеют, сталкиваются со стандартными подростковыми проблемами и смещают фокус внимания в сторону чего-то живого, волнующего, по-настоящему интересного: отношений, собственных увлечений. А уроки что? Уроки — это скучно. Уроки делать лень.


Как справиться с ленью во время обучения: наши советы

Но на очереди новый вызов — экзамены. От одного лишь слова уже мурашки бегут по спине, стоит только вспомнить, как мы сами сдавали экзамены после 9, 11 классов, потом — ЦТ. Сейчас все еще более ответственно. Хочешь не хочешь — детям нужно готовиться. А ведь так лень… Понимаем. Не осуждаем. И поделимся советами, которые точно помогут повысить продуктивность вашего ребенка.

  • Нужно найти выгоду. Бесполезно заставлять себя делать то, что совершенно не хочется. Поэтому предлагаем посмотреть на «обязаловку» с другой стороны. Выучить параграф и ответить у доски сегодня — значит чувствовать себя более уверенно на следующем уроке. Сесть за домашку в пятницу вечером — значит обеспечить себе свободные выходные для более приятных дел. В любой задаче можно найти выгоду, которая придаст дополнительную мотивацию для ее выполнения.
  • Гаджеты все портят. Да, они удобные и все такое. Но мы даже не замечаем, как тратим на скроллинг ленты и просмотр коротких Reels драгоценные часы. Гаджеты отвлекают вас даже больше, чем вы думаете. Детей — тоже. Поэтому возьмите за правило выключать все уведомления и откладывать смартфон подальше перед тем, как беретесь за важную работу. И расскажите об этом своему ребенку.
  • Идеальность под запретом. Мы считаем, что не сможем выполнить задачу идеально. Поэтому вообще ничего не делаем. Знакомо? Хватит ждать от себя превосходных результатов и требовать подобного от своих детей. Выполните задачу так, как сможете. В конечном счете важно то, что вы ее выполнили.
  • Научите ребенка учиться по-другому. Современным детям все-таки повезло в том, что информацию можно черпать из разных источников и самыми разными способами. Сегодня не до чтения главы? Можно посмотреть подробный разбор произведения на YouTube. Или подготовиться к школьному проекту вместе с одноклассниками прямо из дома — с помощью видеоконференции.
  • Не забывайте стимулировать себя. Выполненная задача — это не только плюс в карму, но и повод себя порадовать. А если и ваш ребенок принес сегодня очередную десятку, устройте совместный праздник! Кстати, поощрение за результат не всегда может быть материальным. Кому-то подарком станет дополнительный час времени, проведенный за компьютерной игрой, или одобренная родителями ночевка у подружки. Верно определите тот самый стимул, который позволит и вам, и вашему школьнику браться за работу с еще большей охотой.


Главное — начать? 5 советов по тайм-менеджменту от психологов ITeen Academy

Допустим, сесть за задачу вы себя уговорили. Теперь ее придется делать… А психологи ITeen Academy уже спешат к вам с действенными техниками, которые помогут структурировать свой день и выполнять работу быстрее и эффективнее. Подходит и для взрослых, и для детей!

  1. Как начать. Попробуйте следующий метод: поставьте таймер на 5 минут и приступите к задаче. С большой вероятностью вы не захотите заканчивать работу, когда отведенные 5 минут истекут. Потому что, во-первых, такой короткий промежуток времени «не испугает» вашу психику (у вас 100% получится договориться с собой, чтобы поработать на протяжении 5 минут). Во-вторых, когда вы начнете выполнять задачу, ваш мозг будет стремиться к тому, чтобы ее завершить.
  2. Правило «Помидора». После 25 минут интенсивной работы сделайте 5-минутный перерыв. После четырех подходов сделайте длинный перерыв на 15-30 минут.
    Метод помогает не выгорать и держать фокус. Например, во время выполнения домашних заданий или изучения/повторения теоретического материала.
  3. Timeblocking. Заранее выделяйте в календаре конкретные часы для учебы, работы и отдыха. Это обеспечит необходимое чувство контроля.
  4. «Energy first» подход. Определите свои самые продуктивные часы и планируйте задачи по уровню энергии. Пример для «жаворонков»:

        — утром: задачи, требующие концентрации

        — после обеда: более легкие таски

        — вечером: отдых или повторение пройденного.

  5. Метод «1-3-5». На день планируется 1 крупная задача, 3 средние, 5 мелких. Это помогает держать баланс между амбициями и реальностью.

Подробнее о принципах эффективного планирования, техниках самоорганизации и работе с детской прокрастинацией рассказываем на курсе «Успешный подросток».

Мы поможем ребенку понять ценность знаний и научим его не бросать начатое на полпути. И ваш малыш обязательно будет успешным!